Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

19 Ноября 2016 г.

Символ веры. Семинар с митрополитом Марком в рамках духовно-просветительского лектория

10 ноября в Иоанно-Кронштадтском храме Рязани митрополит Марк провел очередной семинар в рамках духовно-просветительского лектория. Беседа была посвящена Символу веры.

Встречи с Владыкой всегда интересны, максимально информативны, призваны открыть участникам новые горизонты и заставить задуматься об уровне собственного образования. Гостей часто ожидают неожиданные вопросы и приятные сюрпризы. Так, и в этот раз архипастырь, открывая вечер, объявил о том, что трое «лучших знатоков» получат в подарок по серебряному крестику.

А затем предложил собравшимся поразмышлять о своем кредо. Ответы были самые разные – доброта, семья, труд. И лишь одним из последних прозвучало слово «вера».

Кредо (credo) по-латыни значит «верую»

Именно так переводится это слово. И с него, со слова «верую», начинается Символ веры на латинском языке.

«Доброта, порядочность, милосердие, труд – все это, конечно, прекрасно и нужно. Но вся эта вера без веры в Бога не имеет основания. Все это пустое без веры в Бога», — сказал архипастырь.

Что такое Символ веры?

Ответ на вопрос искали всем миром. Общими усилиями была найдена наиболее верная формулировка: символ веры — это краткое и точное изложение веры. Владыка обратил внимание на то, что само слово «символ» — греческое и означает «соединять, складывать». Правда, это понятие изначально было характерно для Запада. На Востоке предпочитали использовать термин «изложение».

Когда появился Символ веры?

В первом ответе из зала прозвучала версия – на Первом Вселенском соборе. Но это не совсем верно. Как уточнил митрополит Марк, краткое изложение веры содержится уже у апостола Павла, когда он пишет о вере христиан в то, что Христос умер за грехи человечества, воскрес и придет судить мир.

Сегодня же мы исповедуем Никео-Цареградский Символ, составленный последовательно на Первом и Втором Вселенских соборах.

Для чего же нужен Символ веры?

Ведь, казалось бы, у нас есть Евангелие – книга жизни, которая была, по сути, написана Святым Духом. Зачем нужны еще какие-то изложения веры?

Одна из слушательниц, Маргарита, предположила, что краткое и точное изложение веры было необходимо для тех, кто только приходил в Церковь. С Маргаритой были согласны большинство присутствующих, но все-таки более правильный ответ оказался иной. Главная причина — ереси. Именно возникновение ересей послужило основной мотивацией для утверждения Символа веры. «Как на поле вырастает картошка или огурцы, и тут же появляются сорняки, так и в душах людей с верой могут произрастать, как сорняки, ереси», — отметил Владыка Марк.

Ересь буквально означает «выбор». И в данном случае это выбор, который отличается от мнения, учения Церкви. То есть люди вместо Истины выбирали ересь, выбирали «неистину», ложь.

Какие ереси существовали до Первого Вселенского собора?

При ответе на этот вопросы отличились воспитанницы Рязанского епархиального училища. Манихейство, гностицизм, монтанизм – это названия заблуждений, искажавших учение Церкви в период до созыва Первого Вселенского собора. Таким образом стала очевидна необходимость выработать изложение существа веры. Ведь в то время большинство людей не умели читать, писать, и им надо было четко и ясно рассказать – кто такой Христос, в чем состояла Его Миссия и так далее.

Причина созыва Никейского собора

Арианство. Именно эта ересь, охватившая огромное количество верующих, в том числе многих епископов, ставшая серьезной угрозой сохранения Истины в Церкви, была причиной созыва Первого Вселенского собора в Никее (по наименованию города и был назван составленный на Соборе Символ веры).

Выяснилось, что немногие из присутствующих представляют себе, кем был Арий и в чем состояло существо его заблуждения?

И вновь студентки епархиального училища знали ответ. Они изучали курс Истории Церкви и смогли рассказать всем об Арии, пресвитере из Александрии.

Кстати «пресвитерами» раньше называли старейших священников. И за ответ на этот вопрос первая «умница» получила один из тех самых обещанных Владыкой трех серебряных крестиков.

Так в чем же суть лжеучения Ария? Чем оно отличалось от учения Церкви?

«Он отрицал Святую Троицу», — предположил кто-то из слушателей. Да, действительно, Арий разрушал учение о Святой Троице, но через конкретное лжеучение о Спасителе. Арий убеждал своих последователей в том, что было такое время, когда Спасителя не существовало. Ведь сказано о том, что Иисус Христос рожден от Отца. То есть Арий говорил так: было время, когда Христа не было, не было Слова Божия. Слово Божие сотворено, и Иисус Христос тоже сотворен. А когда он вошел в Иордан, Он воспринял особую силу, но не в смысле существенном, а по благодати. Арий отрицал вечность Сына Божия, называя Его творением.

Заблуждение Александрийского пресвитера многих совратило с пути истинного. Даже в двух соседних городах могли быть епископы: один – православный, другой – сторонник арианства.

Тогда было решено выработать общее решение, и для этого — собрать всех епископов.

Когда стали созываться Соборы?

Собор изначально воспринимался в Церкви как собрание епископов из разных городов и стран. Такая формула существовала еще с первых времен христианства, с Апостольского собора в Иерусалиме, на котором обсуждались вопросы принятия в Церковь язычников (первым из которых стал упомянутый в Священном Писании сотник Корнилий). Тогда, на Апостольском соборе, было решено не требовать от христиан от язычников соблюдать все предписания Ветхого Завета, но призывать всякого воздерживаться «от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите».

Вселенский

Первый Вселенский собор был созван в 325 году в городе Никее императором Константином. Он же председательствовал на Соборе. Интересная деталь – властитель империи тогда еще не был сам крещен.

А Вселенским этот собор был назван потому, что там собрались люди из всей христианской вселенной, от всех народов, из всех стран – епископы либо их представители.

Символ веры был дополнен на Втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году. Константинополь еще назывался Царьградом, поэтому и Символ стал называться Никео-Цареградским.

Один из наиболее активных участников лектория, Александр (который в результате получил из рук митрополита третий крестик), отметил, что Символ веры не сразу получил распространение, а только после Халкидонского собора, где были приняты определения о соединении двух природ во Христе, Человеческой и Божественной (неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно).

Текст Символа веры

«Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя…», — так начинается Символ веры. И первое слово, «верую», требует пояснения. Одна из слушательниц привела слова апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть уверенность в невидимом, как в видимом, и в желаемом, и ожидаемом, как в настоящем.

«Верую, ибо абсурдно»

Владыка Марк задал вопрос: кто сказал эти слова? Тут опять пригодились знания студенток епархиального училища, одна из которых дала правильный ответ: выражение принадлежит Тертуллиану. За верный ответ митрополит вручил второй «умнице» второй из трех крестиков.

Но вот объяснить эти слова оказалось уже сложнее. В чем смысл утверждения Тертуллиана? В том, что, с точки зрения логики и законов природы, невозможно объяснить, как и почему воскрес Христос. Это чудо и является фактом веры, а объяснить его полноценно невозможно. Поэтому мы и говорим «верую», а не «знаю».

«Вера – это доверие», — заявил один из слушателей. Митрополит Марк особо отметил эти слова. Так, например, в еврейском языке слово «вера» означает не просто «верую, предполагаю», но и – «доверяю».

Итог

Мы не можем познать все. Поэтому то, что мы не можем объяснить, является предметом нашей веры. И ее основные положения зафиксированы в определениях Вселенских соборов.

Православные христиане исповедуют Никео-Цареградский Символ веры, окончательно вошедший в употребление после Четвертого Вселенского собора.

И главное, о чем не должны забывать православные христиане, – это единство, которое мы черпаем в учении святых отцов, учителей Церкви.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru