Меню

Русская Православная Церковь
Финансово-хозяйственное управление

28 Января 2020 г.

В Гильдии храмоздателей состоялся практикум «Традиции и современность архитектурно-строительных решений храмов»

Сегодня, 28 января, в Гильдии храмоздателей Андрей Альбертович Анисимов, председатель Правления Гильдии храмоздателей, заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, академик Международной академии архитектуры, и протоиерей Андрей Юревич, руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, руководитель Рабочей группы по храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, возглавили конференцию в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXVIII Международных Рождественских Образовательных Чтений «Великая Победа: наследие и наследники». Затем состоялся практикум «Традиции и современность архитектурно-строительных решений храмов» для епархиальных практикующих церковных архитекторов, настоятелей и старост строящихся храмов, строителей и попечителей.

Организаторами конференции и практикума выступили Совет по Церковной архитектуре при Союзе Архитекторов России, Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви и Гильдия храмоздателей.

В архитектурном форуме приняли участие епископ Глазовский и Игринский Виктор, председатель Экспертного Совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин, вице-президент Российской Академии Художеств Евгений Николаевич Максимов, член Совета по храмовой архитектуре Союза архитекторов России, автор Свода правил «Храмы православные. Правила проектирования» Михаил Юрьевич Кеслер, профессор, член Союза архитекторов России Дмитрий Владимирович Пшеничников, архитектурный руководитель мастерской «Прохрам» в Минске Дмитрий Остроумов, епархиальный архитектор Санкт-Петербургской епархии Дмитрий Борунов и другие.

В рамках конференции обсуждались вопросы современного храмостроительства, архитектуры храма XXI века, конструктивных особенностей, каноничности в храмовой архитектуре и искусстве, современного подхода к иконографии и росписи храмов и другие актуальные проблемы церковного зодчества нового времени.

Открывая форум, Андрей Альбертович Анисимов сказал несколько слов о Гильдии храмоздателей: «Эта организация существует уже более шести лет. Гильдия храмоздателей – результат объединения специалистов самого широкого профиля. Наша организация способна проектировать храмы от котлована до последней пуговицы диаконского облачения. Мы занимаемся просветительской деятельностью и поиском новых путей развития церковной архитектуры».

Протоиерей Андрей Юревич в своем слове отметил, что нынешняя встреча проходит по благословению председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, председателя XV направления «Традиции православного храмостроительства» Рождественских Чтений.

Руководитель Архитектурного отдела ФХУ особо подчеркнул, что сегодня «храмовое строительство идет по всей России». «Строительство храмов возрождается и за рубежом. К нам за помощью в проектировании православных храмов обращаются из Венгрии, Турции, Сингапура, Индии…» — рассказал он.

«В последние годы в МАРХИ была образована кафедра «Храмовое зодчество», которая уже дважды выпустила специалистов, — продолжил протоиерей Андрей Юревич. — Студенты этой кафедры заряжены на перспективу. Совет по храмовой архитектуре образован и в Союзе архитекторов России. Гильдия же храмоздателей – это такой союз ремесленников, по типу союзов эпохи Возрождения. Это свободная организация, в которой мастера вместе решают вопросы современной храмовой архитектуры, помогают друг другу находить заказы и их реализовывать. В Гильдию входят архитекторы, иконописцы, ювелиры, скульпторы, искусствоведы и критики. Гильдия также берет на себя просвещенческую функцию. Не секрет, что сегодня за проектирование храмов часто берутся новички. То есть люди, которые не очень хорошо разбираются в церковной архитектуре, хотя при этом могут быть заслуженными архитекторами, которые всю жизнь строили светские здания. И наша задача научить, осветить путь этим начинающим проектировщикам, передать им наши знания и опыт».

Андрей Альбертович Анисимов напомнил, что в храмовом строительстве помимо сложностей, связанных с выбором профессионального архитектора, существует множество иных проблем: это и небольшая территория участков, выделяемых под строительство, и огромное количество градостроительных ограничений, и множество коммуникаций, которые нередко сразу в нескольких местах перерезают приходские земли, красные линии и зеленые насаждения. Конечно, это и экономические проблемы, отсутствие финансирования, скромность средств. Андрей Альбертович попросил настоятелей заранее оговаривать бюджет. При этом он обратился особое внимание на то, что деньги нужны не только на проектирование и строительство, но и на дальнейшую эксплуатацию здания храма. То есть если приход стеснен в средствах, не стоит возводить высокие храмы, которые в будущем будет сложно обслуживать. Андрей Альбертович также выразил уверенность в том, что храмы следует строить из натуральных материалов: дерева и кирпича, а, кроме того, проектировать внутреннее убранство и декор параллельно с разработкой архитектурного проекта, чтобы иконописцы с архитекторами сразу создавали определенную стилистику всех решений.

Дмитрий Остроумов, архитектурный руководитель мастерской «Прохрам» в Минске, остановился на богословском аспекте храмового зодчества. Он говорил о том, что современные мастера всегда должны помнить о том, что истоком, первообразом церковного искусства является мир духовный. Дмитрий Остроумов согласился с протоиереем Андреем Юревичем в том, что в наше время храмы зачастую проектируют светские архитекторы и таким образом происходит обмирщение храмовой архитектуры. «В зданиях современных церквей мы порой хоть и видим внешнюю атрибутику: купол, крест и т.д., но сама суть, духовный смысл теряются». «Ведь храм – это многозначный символ, связывающий мир дольний с миром горним. Это камень, на который Иаков возлил елей. Камень, который стоит на земле, но своим истоком восходит к небу. Этот смысл важно воплощать в архитектуре храма. Как и символическую связь человека, Церкви и всего мироздания. И все эти смыслы оживотворяются в Литургии. Храм видится как мост между временным пребыванием человека здесь, на земле, и вечностью».

«Храм также является концептуальным пространством, будучи совершенно определенной частью нашего земного пространства, он вмещает в себя весь космос, все мироздание. В храме присутствует иное течение времени. Когда священник провозглашает: «Благословено Царство Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», — происходит разрыв времени, наступает время вечности. Об этом говорил известный русский богослов. Таким образом, в храмовой архитектуре речь идет об Ином времени и об Ином пространстве. В храмовой архитектуре важно передавать присутствие Бога здесь и сейчас. Сама форма храма (своды, купол) символизирует устремленность вверх, откровение, открытие духовного мира человеку».

Дмитрий Остроумов говорил и о разнице понятий «красота» и «красивость». О том, что есть подлинная красота и «розочки на торте». О том, что красоты росписи, декора и т.п. в храме не должны быть «самодовлеющими», но все внутреннее пространство и убранство храма призваны «помогать душе переходить от образа к первообразу».

И в заключение архитектор также поддержал идею Андрея Альбертовича Анисимова о том, что проект декора, иконостаса, икон, церковной утвари необходимо разрабатывать вместе с архитектурой храма. «Часто бывает: храм сдается, и тут начинается приходское творчество. Один такую икону принес, другой — свою, и в итоге разрушается вся композиция».

К идее о совместном и единовременном творчестве художников с архитекторами и строителями сводились выступления художника Анны Верди и Валентина Борисенко, руководителя Мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей. В своих сообщениях они подробно рассмотрели особенности проектирования и исполнения внешнего и внутреннего декора храма.

Архитектор Дмитрий Владимирович Пшеничников рассказал об опыте храмостроительства и работе с бетоном на примере храма Всех святых в Страсбурге.

После перерыва на обед состоялась практическая часть форума. Гости разбились по группам, каждый смог выбрать интересующую его тематику: от мозаики до вышивки.

В завершение вечера вице-президент Российской Академии Художеств Евгений Николаевич Максимов выступил с сообщением о том, что президиум РАХ единогласно избрал Андрея Альбертовича Анисимова членом-корреспондентом этого знаменитого учреждения.

***

Гильдия храмоздателей открыта для посетителей не только во время Рождественских Чтений. Адрес: 2-я ул. Энтузиастов, д. 5, корп. 7, бизнес-центр «Компрессор», станция метро «Авиамоторная», «Андроновка» (МЦК). Здесь постоянно проходят разнообразные выставки церковного искусства. Так, 16 декабря 2019 года в Гильдии храмоздателей в Москве состоялось торжественное открытие экспозиции современной иконы из собрания Валаамского монастыря. Приглашаем побывать в Гильдии храмоздателей и своими глазами увидеть разнообразие современного церковного искусства.

Адрес: 119002, М. Власьевский пер., д. 2/18, стр. 1

Общий телефон: 8(495)637 47 37; 8(495) 637-29-28; 8(495) 637-35-42;
8(495) 637-50-68.

Факс: 8 (495) 697 91 97

E-mail: fhu@patriarchia.ru