Напомним. 25 января в Красном зале Храма Христа Спасителя прошел семинар для настоятелей строящихся храмов. Семинар был организован Финансово-хозяйственным управлением Русской Православной Церкви в рамках XV направления «ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА» XXVI Международных Рождественских Образовательных Чтений «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Сопредседателями семинара выступили иерей Александр Привалов, помощник по строительству Председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, и иерей Михаил Титов, заместитель директора Некоммерческого партнерства «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии».
Участниками семинара стали более 150 настоятелей строящихся храмов в Москве, а также несколько настоятелей храмов из других регионов России.
Мы продолжаем публиковать тексты выступлений. Предлагаем Вашему вниманию сообщение иерея Михаила Титова, заместителя директора Некоммерческого партнерства «Единая Служба Заказчика Московской Патриархии»:
— Дорогие отцы, братья, сестры, благословите! Добрый день!
Мы с вами уже второй год встречаемся в Храме Христа Спасителя и обсуждаем строительство храмов. Я вспоминаю прошлогоднюю нашу встречу, на которой мы подробно говорили о том, что настоятели строящихся храмов должны максимально точно представлять себе свои силы и возможности. Если средств у прихода не хватает, то не стоит замахиваться на большой проект. А лучше постепенно претворять в жизнь задуманное. Возвести сначала небольшой деревянный храм и совершать в нем свое служение, постепенно собирая пожертвования на большую стройку. Чтобы у нас не было долгостроя. Это первое.
Есть у нас и другая проблема. Это подготовка исполнительной документации для сдачи храма или храмового комплекса в эксплуатацию. Практика показывает, что во время строительства часто меняются подрядчики. И тот, кто остается последним, должен вводить храм в эксплуатацию, должен предъявить исполнительную документацию на все этапы строительства. Поэтому хочу особо подчеркнуть! Документальное сопровождение от проекта и до конца стройки жизненно необходимо! И не менее важно, чем сама стройка! И этим должен заниматься техзаказчик! Не приход, не генподрядчик, а технический заказчик!
Выбор грамотного техзаказчика — 30 % успеха всей стойки!
В этом году, в феврале, УРиРУО — предприятие, которое было нашим, скажем так, глобальным техзаказчиком, полностью закрылось. Многие храмы в связи с этим, остались без техзаказчика, надо кого-то выбирать, кого-то искать, и чем грамотнее вы выберете техзаказчика, тем легче пойдет ваша стройка.
В этом году мы столкнулись с еще одной пагубной практикой, когда подрядчик и техзаказчик – одна и та же кампания. Это, знаете ли, тоже, как если бухгалтер вам скажет, что он и бухгалтер, и ревизионная комиссия в одном лице. Для нас с вами это, конечно, большой минус, потому что на стройке очень часто бывают соблазны, случаются злоупотребления и по качеству работ и материалов, и по объему работ и материалов, поэтому всегда должен быть контролирующий орган, которым является как раз техзаказчик.
Техзаказчиков можно разделять на два этапа: техзаказчик на проектирование и техзаказчик на строительно-монтажные работы.
У нас в ФХУ есть своя служба технического заказчика. Мы всех приглашаем. Тем более что все участки оформляются на ФХУ. Мы отвечаем за все стройки. Так что ждем Вас, всегда готовы помочь.
В заключение отмечу, что в этом году был принят «Свод правил проектирования». Он у нас не менялся с 1997 года, в течение последних полутора лет проходили обсуждения этого документа, и буквально перед Новым годом, 27 декабря, Свод был принят Минстроем. В этом документе учтены все нормы. Советую всем ознакомиться с этим сводом правил, потому что на основании этих правил мы будем проектировать и впоследствии возводить наши храмы. Если не найдете на сайте Минстроя – обращайтесь ко мне, я вам пришлю финальную версию по электронной почте, чтобы Вы могли заранее ознакомить с документом своего архитектора.
Спасибо за внимание.