Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 8.07.2016 №18353 о передаче колокольни и хозяйственного корпуса в собственность Религиозной организации «Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
АДРЕС: г. Москва, п. Новонефедовское, пос. Зосимова Пустынь, вл. 1, стр. 2 и 5.
***
Ранее Департаментом городского имущества города Москвы было издано распоряжение от 03.02.2016 №1736 о передаче Русской Православной Церкви зданий объекта культурного наследия регионального значения «Монастырь Зосимова пустынь», расположенных по адресам: п. Новонефедовское, пос. Зосимова Пустынь, вл. 1.
Для желающих посетить обитель одним днем сообщаем, что для этого необходимо предварительно связаться с настоятельницей. В настоящее время монастырь не располагает гостиницей для приема паломнических групп, размещение трех-четырех человек возможно, при наличии мест и только по предварительному согласованию с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой) по телефону: 8 915 497-21-59.
***
История
Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была третьей женской общежительной обителью (после Аносиной Борисоглебской и Спасо-Бородинской), благословленной в 1820-х годах и затем утвержденной на земле Московской епархии великим ее архипастырем святителем Филаретом Московским. Основание же общине положили схимонах и пустынножитель преподобный Зосима (Верховский) с девицами и вдовицами, предавшимися под его духовное окормление.
Юношей преподобный Зосима вступил на многотрудный путь монашеского жития. Всей душой тяготея к пустынному жительству, свой первый монашеский искус, по совету своего духовного наставника и друга преподобного Василиска, он проходил в течение 10 лет в Коневском общежительном монастыре, где и принял постриг.
Впоследствии вместе со старцем Василиском преподобный Зосима провел более 20 лет в подвиге пустынножительства в Сибири, где, стяжав непрестанную сердечную молитву, обрел высокие духовные дарования. Божиим промыслом, после многих скорбей и искушений, старец Зосима в 1826 году прибыл в Москву, куда вскоре приехали из Сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в том же году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семеновной Бахметевой, была устроена обитель в честь Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов.
20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать Днем основания пустыни. На праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пропели сестры молитвы во вновь построенных келиях.
Преподобный Зосима неусыпно трудился над устроением духовной жизни насельниц, сам будучи для них примером смирения и молитвенного настроя. Когда все основные дела были окончены, старец на пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сестрам в субботу и воскресенье. Около своей келейки в лесу вырыл колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к помощи святого. Скончался преподобный Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму.
Накануне своей кончины подвижник, прощаясь с сестрами, пророчески заключил: «Не расходитесь по моем исходе. Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй престол, то во имя Одигитрии Смоленской нашей Владычицы».
В 20-х числах июня 1838 года при большом стечении народа был заложен храм над гробом старца Зосимы, по благословению митрополита Филарета. А к концу 1838 года Троицкий храм был освящен.
Общежитие было утверждено по ходатайству Преосвященного Филарета в 1841 году, и первой его игуменией была назначена родная племянница преподобного Зосимы инокиня Вера (Верховская).
Второй настоятельницей монастыря стала игумения Афанасия Качалова, духовная дочь оптинского старца преподобного Антония (Путилова). Третьей (1881-1901 гг.) — внучатая племянница старца Зосимы игумения Магдалина (Верховская), при которой монастырь приобрел подворье в Москве. При ней в 1889 году было предпринято более полное издание Жития старца Зосимы и в 1892 году вышла в свет книга о Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни.
В начале 1880-х годов были обретены нетленные мощи основателя монастыря преподобного Зосимы. Об этом в своем письме свидетельствует оптинский старец Амвросий от 30 июля 1886 года: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению». Саркофаг и «каменный гроб из одного камня» старца Зосимы (Верховского) сохранились до нашего времени в подклете Троицкого храма Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, у южной стены главного алтаря. В 1999 году, когда монашеская жизнь в обители возобновилась, выяснилось, что «каменный гроб» пуст.
Четвертой настоятельницей монастыря стала игумения София (Быкова), благочинная московского Иоанновского монастыря. Можно сказать, что игумения София стала для Зосимовой Пустыни главной строительницей. При ней на территории обители построили три новых двухэтажных здания, создавших впечатление законченности внутреннего благоустройства монастыря. В одном из келейных кирпичных корпусов поместилась рукодельная, а в другом — просфорная. Новый игуменский корпус был закончен в 1915 году. В 1910 году матушка София обустроила лесную пустыньку старца Зосимы, воздвигнув часовню на месте его келии. К 1913 году в Троице-Одигитриевском монастыре были странноприимный дом, богадельня и больница. Кроме игумении в обители подвизались 276 сестер.
***
1917 год стал переломным в судьбе Зосимовой пустыни. Монастырь закрыли, но насельниц не выселили. В 1920 году они организовались в сельскохозяйственную артель и сумели продержаться еще восемь лет. Богослужения в храме продолжались. Тяжелейший труд управления артелью, в которой до конца сохранялся внутренний монастырский уклад, понесла вновь выбранная игумения Афанасия, будущая преподобномученица Афанасия (Лепешкина).
После того, как весной 1929 года монастырские сестры были изгнаны из стен обители, в Троицком храме продолжались богослужения еще в течение нескольких лет. Весной 1931 года пошли повальные аресты сестер, живших в окрестностях монастыря. Были арестованы и сосланы в ссылку и оба священника. Позднее, в 1937 году, священник Димитрий Розанов был репрессирован второй раз и расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. 27 декабря 2005 года священномученик Димитрий Розанов был причислен к лику святых.
В 1933 году Троицкий храм переоборудовали под клуб. Навершие и крест были снесены, окна заложены кирпичом, своды перекрыты низким навесным потолком, пристроена кинобудка. Во время Великой Отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. Вскоре после войны разобрали на кирпич надвратный Одигитриевскйи храм. Знаменательно, что наступление немцев было остановлено, можно сказать, перед монастырем — в Наро-Фоминске шли настоящие бои, а к святым местам враг не подошел.
В 1967 году на территории монастыря был открыт пионерский лагерь для детей сотрудников Московского метрополитена. Бывшее монастырское хозяйство, использовавшееся инвалидным домом, было ликвидировано. Разрушены северо-восточная и северо-западная башни, от монастырской стены осталась двадцатая часть. Был сооружен спортивный комплекс, бассейн, пионерская линейка, качели, карусели.
Спальные (бывшие келейные) корпуса регулярно ремонтировались и потому сохранились до наших дней, но вследствие того, что прекрасные печи в двухэтажных домах были разрушены, стены постепенно накопили влагу и оказались поражены грибком. Колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. Храм Рождества Иоанна Предтечи в колокольне разрушили. Безбожие продолжало властвовать в этом святом месте.
Но Матерь Божия сохранила Свой покров над посвященной Ей обителью. Не только внешний враг не осквернил монастырской земли, но и цивилизация при своем наступлении не затронула обители. И хотя всего в километре от пустыни построили крупную железнодорожную сортировочную станцию, узкая полоска елового леса «не сдалась», она осталась на страже заповеданного старцем Зосимой безмолвия. И Отчин колодец, подававший людям исцеления, спрятавшийся в лесу в каких-нибудь 100 метрах от нового железнодорожного полотна, не был затронут стройкой.
***
В последние десять лет XX века началось возрождение монастыря. Инициатором возвращения обители Православной Церкви выступила праправнучатая племянница старца Зосимы Людмила Верховская.
В мае 1996 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поручил благочинному церквей Наро-Фоминского района организовать православную общину и решить вопрос возвращения зданий Церкви. В этот период подключились верующие миряне: и местные жители (в основном из поселка Киевского), и москвичи; особенно потрудились Галина Архипова и Анатолий Серегин. Московские студенты из группы «Реставрос» восстановили верхние венцы на Отчином колодце.
В 170-летний юбилей Зосимовой пустыни, 7 декабря 1996 года, состоялся водосвятный молебен и лития в Троицком храме бывшего монастыря (после 65-летнего перерыва), а под праздник иконы Божией Матери Одигитрии, 9 августа 1997 года, — молебен на месте отшельнических подвигов схимонаха Зосимы, около Отчина колодца. Оба молебна возглавлял благочинный церквей Наро-Фоминского округа протоиерей Александр Сложеникин в сослужении нескольких священников благочиния и настоятеля Казанского храма села Хмелита Вяземского района иеромонаха Даниила (прибывшего с родной для старца Зосимы Смоленщины).
20 августа 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил бывший монастырь Зосимова Пустынь. Это было 20 августа 1999 года. Найдя передачу зданий обители вполне возможной, Высокопреосвященнейший Ювеналий благословил настоятельницу Московского Новодевичьего монастыря игумению Серафиму (Черную-Чичагову) взять Зосимову пустынь в качестве подворья. Первые насельницы, возглавляемые настоятельницей подворья монахиней Еленой (Коньковой), приехали в пустынь в конце октября 1999 года и сумели в течение недели подготовить праздник в день памяти старца Зосимы, 6 ноября.
Праздник начался Литургией в Троицком храме, которую возглавил епископ Видновский Тихон. Снова услышали стены храма Божественную службу, снова люди смогли причаститься Святых Христовых Тайн в этом святом месте.
И потянулся народ из окрестных селений к святой обители по лесным заснеженным дорогам и тропинкам. И по этим же тропинкам неутомимый батюшка пошел на требы к больным, не оставляя без внимания ни одной просьбы. К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось лебединой песней для незабвенной матушки игумении Серафимы. 16 декабря 1999 года ее не стало.
Но дело матушки было продолжено. Ее духовная дочь и ученица монахиня Елена и новые насельницы пустыни, и многочисленные благодетели, и администрация района во главе с Владимиром Ивановичем Крамковым и его заместителем Федором Федоровичем Домановым — все принимали посильное участие в восстановлении обители.
7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. 9 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, было совершено торжественное открытие возобновленного монастыря.
23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных. Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Сослужил ему собор архиереев: архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан, епископ Углический Иосиф, епископ Видновский Тихон; настоятели монастырей и храмов, священники Наро-Фоминского благочиния. На праздник прибыли настоятельницы монастырей Московской епархии и гости из других епархий. Благолепие службы дополняло ангельское пение сестер Ново-Голутвинского Свято-Троицкого монастыря под управлением игумении Ксении. К празднику были написаны две иконы преподобного Зосимы местным иконописцем Наталией Криван, а также подготовлено и прекрасно издано силами редакции Наро-Фоминской районной газеты и благодетелей Житие преподобного Зосимы.
В августе 2000 года в пустыньку вернулись ее реликвии: фотографии двух игумений монастыря и изображение схимонаха Зосимы. Две фотографии первой игумении Веры (Верховской) и еще одной игумении, точно неизвестно которой, но наиболее вероятно — третьей настоятельницы Зосимовой пустыни игумении Магдалины (Верховской). Отдали эти фотографии в монастырь схимонахиня Анна (Теплякова) и старожил окрестных мест Николай Алексеевич Калинкин.
Позднее вернулись в пустынь две иконы, переданные Валентиной Григорьевной Астаховой. В 1971 году Валентина Григорьевна работала в пионерлагере, располагавшемся на территории бывшего монастыря, заинтересовалась его историей, организовала краеведческий кружок, и вместе с детьми обходила соседние деревни. Собранные ими реликвии (крест, портреты старца Зосимы, гравюра монастыря, книги, пасхальное яичко) были переданы Валентиной Григорьевной в музей Данилова монастыря, где хранятся и поныне.
О восстановлении храмов в обители следует сказать особо. Настоятельница пустыни матушка Елена организовала начало ремонта Троицкого храма и игуменского корпуса сразу же по приезде, пользуясь непрерывной поддержкой Главы администрации района Владимира Ивановича Крамкова. В декабре начался демонтаж сцены и навесного потолка в Троицком храме, где многие десятилетия размещался клуб.
После снятия навесного потолка открылись красивые формы купольного завершения внутреннего пространства храма, некоторые фрагменты росписи стен. Под полом южного придела (где была демонтирована сцена) открылся нарушенный кирпичный склеп. В ряд с ним, ближе к западной стене — некоторый провал, пока не исследованный.
У южной стены центрального алтаря, по вскрытии бетонного пола, выявилась чугунная плита и под ней, как и ожидалось, — место захоронения: белокаменная гробница с белокаменным же в ней саркофагом, но без крышек, и пустая. Где, кто и когда перезахоронил старца Зосиму, пока неизвестно.
В мае 2000 года начались работы по восстановлению утраченного навершия Троицкого храма. К празднику 23 июля были возведены четверик и барабан, поставлены главка и деревянный крест. Возвели леса и на колокольне, сняли для реставрации старинный крест, сохранившийся с 1857 года и продержавшийся все советское лихолетие. Местные жители говорят, что скинуть его, конечно же, хотели, но не сумели. Шар у основания колокольного креста оказался простреленным навылет. Крест отреставрировали и позолотили. Покрыли медью главку, восстановив старинные позолоченные звезды.
К осени 2003 года «внешняя» реставрация была практически завершена. Весной 2008 года подняли паникадило. Весной 2009 года был поставлен новый иконостас.
***
И сияют над Зосимовой пустынью православные кресты! И летит над лесом колокольный звон, призывая к молитве. Господи, слава Тебе! За доверие нам, недостойным, за помощь неоценимую, за поддержку и подаваемую надежду на спасение. Теперь остался нам труд. И монахам и мирянам. Труд над душами своими. Да не отвергнет нас Господь, не лишит Своей милости.